+7 (911) 242-97-12
Главная

3 октября в Санкт-Петербурге, при поддержке Федерального агентства по делам молодежи – РОСМОЛОДЕЖЬ и ФБГУ «Ресурсный Молодежный Центр» прошел Этномузыкальный форум «С миру по скрипке» - первый межрегиональный культурно-просветительский проект, посвященный подлинным традициям игры на струнных смычковых музыкальных инструментах народов России. 

Фотоотчет Материалы Форума

В галереях первого, второго и третьего этажей крупнейшего в Санкт-Петербурге творческого кластера АРТМУЗА прошли встречи с экспертами в области струнных смычковых инструментов - мастерами, реставраторами, исследователями, хранителями, исполнителями музыки и просто энтузиастами народной скрипки и ее разновидностей у разных народов. Посетители Форума совершенно бесплатно смогли посетить множество мероприятий в разных локациях. Так лекторий проходил на первом этаже пространства АРТМУЗЫ в самой большой по площади галерее, что позволяло слушателям лектория безопасно и комфортно расположиться в зале. Здесь прошло открытие Форума, начавшееся с импровизации на гудках, созданных по образцам инструментов 17-18 вв., от группы PROSO – мастеров и исполнителей традиционной музыки. Здесь в рамках лектория были проведены лекции, в том числе с музыкальными примерами, А.А. Гаджиевой (научного сотрудника и хранителя музыкальной кладовой в «Российском этнографическом музее»), А.Н. Каменского (специалиста по музыкальной археологии, сотрудника «Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина»), Д.А. Храмцова (музыканта, собирателя европейского фольклора, солиста и скрипача известного петербургского коллектива «Добраночь»), Н.С. Михайловой (начальника отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия Музей-заповедник «Кижи»), Е.П. Михайлова (этномузыковеда, сотрудника Республиканского центра национальных культур, мастера по изготовлению традиционных инструментов), В.В. Кошелева (хранителя Коллекции музыкальных инструментов «Шереметевского дворца – Музея музыки», эксперта Министерства культуры России по музыкальным инструментам и архивным материалам по музыкальной культуре), А.В. Поляковой (ведущего хранителя Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории, старший преподавателя кафедры Этномузыкологии). Была организована видеотрансляция лектория в группу Форума ВКонтакте.

По завершении лектория началась музыкальная часть, которая прошла в формате творческой лаборатории, названной организаторами «Реконструкция русской архаики». В работе лаборатории приняли участие мастера традиционных инструментов – Евгений Казенков, специально к Форуму изготовивший две реконструкции гудков 17 и 18 столетия и Евгений Ербенев, представивший традицию игры на колёсной лире. Целью лаборатории было представить возможные примеры исполнения традиционных песен и наигрышей на инструментах, свидетельства игры на которых остались в далеком прошлом. Работу лаборатории завершило выступление инструментального дуэта «Скрипель и скрипица», исполнившего традиционные наигрыши псковской и курской областей и давших зачин для общей импровизации на основе смоленского плясового наигрыша «Небылица» всем участникам инструментальных мастер-классов Форума. Живая импровизация всех желающих прошла под девизом «Этнокаша» и продолжалась 1,5 часа. Это были 1,5 часа погружения в традицию и ее созидания, возможность прочувствовать русскую скрипичную традицию и прожить ее играя, осваивая и наблюдая одновременно!

Особенность Этномузыкального форума «С миру по скрипке», отмеченная всеми участниками, состояла в атмосфере всеобщего погружения в тему. В то время, как на лектории обсуждались проблемы исследования, типологии, описания струнных смычковых инструментов, в галереях второго этажа развернулась выставка мастеровых инструментов. Выставка была представлена двумя направлениями: академические и традиционные инструменты. Благодаря сотрудничеству с «Творческим союзом мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов», посетители Форума смогли побывать на уникальной экспозиции работ современных российских мастеров смычковых музыкальных инструментов, целью которой стало развитие сферы профессионального музыкального искусства, продолжение традиций отечественной школы скрипичных мастеров и возрождение российской музыкальной промышленности. Среди участников выставки академических мастеровых скрипок были лауреаты российских и международных конкурсов скрипичных мастеров, выдающиеся реставраторы, просветители и популяризаторы искусства построения смычковых музыкальных инструментов, исследователи технологии производства и акустики музыкальных инструментов, а также их ученики и последователи. Всего было представлено более 40 смычковых инструментов от 20 мастеров из разных городов России. Кроме того, Торговым домом на Невском были представлены инструменты и аксессуары для скрипок от GEWA Music, основанной в Саксонии еще в 1925 году. На открытии выставки выступили А.В. Злотников – скрипичный мастер, заместитель председателя «Творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов», И.С. Сёмкин – президент фонда «Мьюзик Энтертеймент», директор конкурса скрипичных мастеров «Скрипка: Душа и Облик», главный редактор музыкального журнала «Филармоник», а также Рафаил Ароев – скрипичный мастер, куратор выставки от Союза. Посетителям Форума представилась редкая возможность поиграть на лучших современных смычковых инструментах, собранных на одной площадке, и познакомиться с их создателями. Все желающие смогли услышать звучание тех инструментов, которые были тонко и точно доведены до определённых, столетиями вырабатываемых, высоких стандартов.

Часть выставки, посвященная традиционным «скрипкообразным» также располагалась на втором этаже творческого кластера и была наполнена событиями. Работа выставки была организована таким образом, чтобы посетитель смог не только увидеть реконструированные образцы традиционных смычковых инструментов, но прикоснуться к ним, взять в руки, попробовать освоить простейшие навыки игры. Таким образом, выставка стала местом живого общения и творчества в реальном времени. На территории выставки проходили организованные мастерские и творческие встречи, посвященные отдельным видам инструментов. Так знакомству с йоухикко (карело-финским инструментом) были посвящены мастер-классы Елены Ведайко (лидера фолк-группы «Корела», руководителя Школы игры на кантеле «Центра Коренных Народов Ленинградской области») и Александра Добрынина (виртуозного исполнителя на йоухикко, постоянного участника фестиваля "Йоухикко" в Финляндии). Об особенностях изготовления этого инструмента на своей творческой встрече рассказал Дмитрий Дёмин - Народный мастер традиционных промыслов и ремесел Карелии. Также об опыте создания йоухикко с нуля можно было услышать на встрече с Виталием Целобёнком, мастером из Петрозаводска. Обзор скандинавских инструментов с примерами исполнения традиционной музыки сделал Илья Доброхотов - музыкант и мастер музыкальных инструментов из Санкт-Петербурга.

Знакомство посетителей Форума со звучанием колёсной лиры произошло благодаря мастерской Евгения Ербенева – мастера, музыканта музея деревянного зодчества деревни Верхние Мандроги. О связи русского гудка и скоморошестве рассказал на встрече с посетителями Форума Андрей Аргов, защитивший диссертацию по этой теме; а Евгений Казенков, музыкант, мастер традиционных смычковых инструментов из Москвы провел большую мастерскую по реконструкции гудка и игре на нем. Завершением творческой программы выставки стало выступление вокально-инструментального проекта «Высòко», исполнившего русские песни Смоленской, Псковской, Белгородской области под скрипичный аккомпанемент.

Отдельным блоком и в отдельном пространстве была организована серия событий под руководством режиссёра, преподавателя, собирателя и исследователя русской традиционной музыки из Москвы – Михаила Горшкова. Локация третьего этажа творческого кластера позволила создать атмосферу камерности, что способствовало глубокому погружению в тему. Всем, кто успел пройти в зал в условиях ограничений по количеству мест, посчастливилось оказаться на показе этнографического фильма «Мил у скрипочку играет», посвящённого народным музыкантам Курской области; прослушать рассказ о Западно-Двинской скрипичной традиции и об экспедиционном опыте Михаила Михайловича в этой области. Затем состоялся мастер-класс, на котором любой желающий мог освоить не только примеры курских наигрышей на скрипке, но и разные виды постановки инструмента, положения смычка, характерные для народных музыкантов. Здесь же, в отдельном зале прошла творческая встреча с Сергеем Плотниковым, создателем уникального воронежского «Музея забытой музыки», собирателем инструментов и мастером-энтузиастом. Мастерскую, посвященную опыту освоения русских традиционных наигрышей на скрипке провел также скрипач, собиратель европейского фольклора и специалист по еврейской скрипке, лидер группы «Добраночь», Дмитрий Храмцов.

Наиболее активных участников мероприятий Форума наградили памятными призами. Счастливыми обладателями футболок и попсокетов с символикой "С миру по скрипке" (Эллина Кузнецова, Ольга Иконенко и Марина Светомирова)

 

Особо следует выделить проведение круглого стола мастеров струнных смычковых инструментов "Изготовление струнных традиционных музыкальных инструментов. Проблемы и перспективы". Круглый стол провел В.В. Кошелев - хранитель Коллекции музыкальных инструментов «Шереметевского дворца – Музея музыки», эксперт Министерства культуры России по музыкальным инструментам и архивным материалам по музыкальной культуре. В работе круглого стола приняли участие Е. Казенков, В. Целобёнок, Д. Дёмин, Е. Ербенев, А. Доброхотов, А. Каменский, С. Плотников и посетители Форума. Участники обсудили проблемы взаимодействия с музеями и доступа к экспонатам в целях изучения и последующей реконструкции; проблемы передачи опыта и обучения молодежи основам мастерства изготовления инструментов. Круглый стол стал эффективной площадкой для установления диалога между представителями музейного сообщества и мастеров по обозначенным вопросам.

Таким образом, Этномузыкальный форум «С миру по скрипке» стал атмосферной площадкой, воспроизводящей процесс живой передачи традиции, когда каждый желающий «проходя мимо» может здесь и сейчас получить навыки игры на инструменте, о существовании которого мог даже не знать. Именно так и происходило в деревенской инструментальной практике. Результатом проведения Форума стало привлечение внимания к разносторонним аспектам и проблемам, связанным со струнными смычковыми инструментами; расширение возможностей в области музыкального образования молодёжи Санкт-Петербурга и Ленинградской области; повышение уровня исполнительского мастерства для профессионалов и повышение привлекательности освоения народных инструментов как формы дополнительного образования и самореализации; создание стимула к актуализации образовательных программ в области музыкального образования; «оживление» самобытных инструментальных смычковых традиций, и налаженная коммуникация в ходе совместного музицирования.

Для обеспечения безопасности посетителей была организована онлайн регистрация, которую прошли более 300 человек, организована система контроля наличия СИЗ и термометрии при входе на территорию проведения Форума. Выставка и расстановка в лекционных залах были организованы таким образом, чтобы посетители смогли выдерживать требуемую дистанцию.

Официальную и информационную поддержку мероприятию оказали АНО "Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина", "Фольклорно-этнографический центр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, СПБГБУК Санкт-Петербургский Государственный Музей театрального и музыкального искусства «Шереметевский дворец - Музей Музыки», АНО "Центр коренных народов Ленинградской области".

Организационная поддержка: АНО «Центр поддержки этнокультурных проектов «СОЛЬ», ООО «Музыкальный мастер», ГК «Торговый Дом на Невском» - GEWA music GmbH.